К сожалению, в условиях дошкольных учреждений (как муниципальных, так и частных) бывает очень сложно индивидуально уделить внимание такому важному аспекту, как развитие познавательных возможностей ребёнка. Успешно справиться с подобными состояниями детей, мешающими им правильно развиваться и становиться полноценными членами общества, может только логопед, да и то не во всех случаях. Процесс коррекции тяжелых речевых нарушений идёт, как правило, по пути постановки звукопроизношения, накоплению активного и пассивного словаря, работы над связной речью и формированию фонетико-фонематической компетенции. Если не уделить должного внимания этим нарушениям, то возможна трансформация или усугубление симптоматики: дизартрии в заикание или затяжные неврозоподобные состояния, тики. В дальнейшем коррекция сложна, а иногда невозможна.
Тяжелые нарушения речи необходимо как можно раньше корректировать. Логопед в большинстве случаев оказывает неоценимую помощь таким детям своими логопедическими методами. Но в некоторых случаях одному логопеду не справиться. Был проведен ряд исследований, которые показали, что совместное ведение детей с тяжелыми нарушениями речи логопедом и остеопатом дает отличные результаты, которые для одного логопеда не достижимы.
Ключевыми целями работы остеопатов в логопедической сфере являются: последствия родовых травм и энцефалопатий, задержки психо-эмоционального и физического развития детей, отставание в учебе, неврозы, ортопедические нарушения — нарушения осанки, сколиозы, дисплазия тазобедренных суставов и др., проблемы уха, горла и носа, различные нарушения речи.
К основным причинам тяжелых речевых расстройств относятся проблемы внутриутробного развития плода и раннего периода развития ребенка, в основном связанные с поражением головного мозга. Круг таких причин начинается от проблем матери во время беременности и заканчиваться тяжелыми родами и травмами в раннем детстве ребенка. Остеопат мягкими мануальными (то есть ручными) техниками без каких-либо устройств, без применения лекарств воздействует на кости черепа, позвоночника, крестца. Хороший остеопат в состоянии за несколько сеансов выправить череп, поврежденный и деформированный во время родов. Тем самым снимается напряжение мозговых оболочек, создаются условия для комфортного функционирования мозга. Если этого не сделать вовремя, то есть в первые годы жизни ребенка, то невидимые обычному глазу деформации закрепляются, приводя к различным трудностям: плохая успеваемость в школе, трудности в обучении и социальных контактах, проблемы с речью.
Система работы в связке «остеопат-логопед» такова: остеопат создает потенции для последующего развития ребенка, максимально щадяще убирая последствия травматизации, а логопед, в свою очередь, превращет эти потенции в реальные жизненные успехи ребенка: нормализация речи, способность концентрироваться, повышение внимания и успеваемости, и так далее.
Как показывают наши наблюдения за детьми, уже в первые недели после такого комплексного лечения были значительные качественные изменения, а именно: у детей с нарушением мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшился или полностью воcстановился сон, улучшались возможности развития серийной организации движений. При нарушениях артикуляторной моторики, проявляющихся в девиации языка (неправильная, несбалансированная работа мышц языка), гиперсаливации (повышенное слюноотделение) после нескольких сеансов у остеопата происходила заметная нормализация функций. Наблюдалось увеличение словаря, улучшалось понимание речи, зрительного и слухового внимания и памяти, логического и пространственного мышления.
Результаты, полученные при данных исследованиях, подтверждают, что остеопатическое лечение детей создает предпосылки для нормализации работы нервной системы, для интеллектуальной и психической деятельности. При своевременном обращении родителей к остеопату возможно избежать диагнозов ТНР (тяжёлое нарушение речи), гиперактивность и многих других.